ЧТО ТАКОЕ FLOAT 3 EVOL
УСТАНОВКА АМОРТИЗАТОРОВ СЕРИИ FLOAT 3 EVOL
НАСТРОЙКА АМОРТИЗАТОРОВ СЕРИИ FLOAT 3 EVOL
РЕГУЛИРОВКА АМОРТИЗАТОРА FOX
РЕГУЛИРОВКА ПРЕДНАТЯЖЕНИЯ ПРУЖИН
Основная задача предварительного натяжения пружин - это добиться такого соотношения хода сжатия к ходу отбоя, которое позволит полностью реализовать возможности амортизатора и подвески.
Если затянуть пружины на максимум, поднять клиренс до крайней точки, где амортизатор в статике почти полностью распрямлен, то мы не оставим колесу ход вниз. Во все ямы техника будет падать сразу, не пытаясь сначала "выстрелить" туда колесо. Гребенку ехать будет невозможно - будет полностью повторяться профиль дороги.
Если наоборот, пружина будет стоять слишком низко - будет мало хода на сжатие. Тут надо понимать, что каждый миллиметр хода амортизатора "съедает" какое-то количество энергии, приложенной к колесу. Когда ход маленький начинаются пробои на высоких кочках или на больших скоростях. Пользователь начинает увеличивать жесткость самого амортизатора, закручивая регулировки сжатия, в результате пробои устраняют, но подвеска становится деревянной, дорогу не держит, все передается на корпус.
В большинстве случаев оптимальным для быстрой езды считается такое положение, когда на полностью снаряженной технике (включая тех, кто на ней будет ехать и всем грузом, что на ней обычно размещен, включая топливо) на ход сжатия оставлено 65%-70% от всего хода амортизатора. Это положение называется высота посадки.
Подбор пружин.
Большинство спортивных амортизаторов для ATV или SSV поставляются в комплекте с пружинами, подобранными под данную модель техники. Но нужно понимать, что производитель амортизаторов производил расчеты или тесты на каком-то стандартном квадроцикле и он не может знать какие изменения именно вы сделали со своей техникой.
Бывает, что Ваш квадроцикл сильно отличается от заводской версии по общему весу или по развесовке передней и задней осей. Приходится встречаться с такими ситуациями: берем новые амортизаторы из коробки, устанавливаем на квадроцикл или SSV, опускаем технику на колеса и видим, что одна или обе оси не попадают в высоту посадки. Затягиваем пружину по резьбе до конца и техника все же выходит в нужную высоту, но при увеличении веса (разместили какой-то груз, посадили пассажира или налипла грязь после нескольких километров езды) высота все время выходит из требуемого диапазона.
Давайте разберемся в теории. (ВСЕ ЦИФРЫ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТЕОРИИ):
Самая важная характеристика пружины – жесткость.
Если пружина имеет жесткость 20 кг/см, то это означает, что для того, чтобы сжать ее на один сантиметр, надо приложить к ней массу в 20 кг. Чтобы было понятнее, все примеры будут в килограммах, что не совсем корректно по отношению к силе, приложенной к пружине, но наша задача настроить подвеску, а не пройти курс физики :).
Предположим, что с учетом всей механики подвески на амортизатор с пружиной давит вес в 120кг. (помните, это не вес на этом колесе, это совокупность всех сил с учетом всех рычагов).
Если пружина одета и оставлена в полностью свободном состоянии, то есть не имеет преднатяга на разжатом амортизаторе, когда мы опустим колеса на землю, амортизатор и пружина сожмутся ровно на 6 см. (120 кг разделить на 20 кг/см = 6 см)
А по нашим расчетам необходимо получить, например, 3 см просадки.
Есть два варианта:
1. Увеличить преднатяг пружины по резьбе на 3 см. В этом случае пружина предварительно зажата на 60 кг, то есть под весом в 60 кг она не сдвинется с места, плюс еще 60 кг (60+60=120) прожмут ее еще на 3 см.
2. поставить пружину жестче, например 30 кг/см и поджать ее на 1 см. 1 см = 30 кг, 120 кг -30 кг = 90 кг, 90 кг делим на 30 кг/см и получаем те же 3 см.
А теперь необходимо понять разницу.
Что произойдет, если в обоих вариантах утяжелить технику (поставить доп. оборудование или посадить пассажира потяжелее) так, что на амортизатор будет давить на 60 кг больше и попробовать выставить высоту посадки заново?
Вариант 1: Амортизатор сожмется еще на 3 см (60/20=3 см). Чтобы попасть в наши 3 см просадки нужно поджать пружину еще на 3 см, а итого на 6 см. В этом случае может не хватить длины резьбы на корпусе амортизатора.
Вариант 2: Амортизатор сожмется еще на 2 см (60/30=2см). Нужно будет поджать пружину еще на 2 см, а итого на 3см.
Не поддавайтесь иллюзии, что винтовые амортизаторы можно регулировать под любой вес. Они просто дают возможность регулировать в определенном, но не бесконечном диапазоне. Если пружина подобрана неверно, то регулировка не поможет.
При увеличении преднатяга пружины ее жесткость НЕ МЕНЯЕТСЯ.
Еще два примера:
1. Если Вы возьмете пружину в 10 кг/см и подожмете ее на 10 см, то при давлении на нее веса в 120 кг она сожмет амортизатор на 2 см, но при давлении в 180 кг уже на 8см.
2. Если взять пружину в 40 кг/см и поджать ее на 1 см, то при тех же 120-ти кг она сожмет амортизатор на те же 2 см, а при давлении 180 кг - только на 3,5см.
Примечание: в примере 1 при полностью разжатом амортизаторе пружина пытается разорвать его силой в 100 кг!, а в примере 2 на полностью разжатый амортизатор давит на разрыв только 40кг. Это при том, что в примере 2 пружина жестче!
В примере 1 мы будем слышать стук каждый раз, когда колесо теряет дорогу и амортизатор полностью распрямляется и соударяются его внутренние части.
Теперь, понимая теорию, можно приступать к регулировке преднатяжения.
Шаг 1. Поднимаем по очереди каждую ось так, чтобы колеса оторвались от поверхности и измеряем длину штока в разжатом состоянии вместе с резиновыми отбойниками. Проще говоря - измеряем длину блестящей части сколько ее видно, даже под резиновыми отбойниками. Амортизатор спроектирован с учетом того, что отбойник может прожиматься до конца. Можно выполнить это измерение пока амортизаторы не установлены и записать цифры.
Шаг 2. Садимся на снаряженную технику, сажаем пассажира, если акцент делается на максимальную эффективность подвески при езде с пассажиром, затем ВЫКЛЮЧАЕМ полный привод, включаем нейтраль.
Помощник нажимает несколько раз на переднюю и на заднюю часть, чтобы подвеска сжалась и выпрямилась. Потом он толкает технику вперед/назад несколько раз, при этом водитель поворачивает руль несколько раз вправо/влево и возвращает в исходное положение до остановки. Тормоз нажимать нельзя. Эти действия необходимы для того, чтобы снять эффект от трения колес о поверхность, когда поднимаешь технику, колея немного уменьшается за счет А-образных рычагов, а когда опускаешь трение не дает колесам полностью разойтись и подвеска не встает естественную высоту.
Шаг 3. Помощник измеряет длину штока по тому же принципу (вместе с отбойником).
Полученную цифру делим на ход, получаем текущую пропорцию.
Шаг 4. Сравниваем результаты с расчетами. Например, мы получили 52%, а хотим добиться 65% (для соревнований лучше 70%). Считаем, сколько будет 65% в миллиметрах. Например, при полной длине штока 100 мм это 65 мм, а у нас получилось 52 мм.
Шаг 5. Измеряем расстояние от выбранной точки на амортизаторе до точки на кольце регулировки преднатяга (не важно какие точки Вы выберете, главное чтобы Вы смогли потом измерить так же). Получаем цифру, например 45 мм. Нам нужно, чтобы шток выходил на 13 мм больше (65-52=13). Смело поджимаем пружину на 13 мм, так, чтобы расстояние между выбранными точками стало 60 мм.
Повторяем Шаги 2 – 5 пока не попадем в нужную высоту. Эту процедуру проводим с каждой осью и в конце перепроверяем обе оси.
Настройка двойных пружин
Использование двойной пружины позволяет прогрессивно изменить жесткость.
Если вспомнить школьный курс физики, то становится понятно почему пружина стоящая на другой пружине, имеет жесткость МЕНЬШЕ чем жесткость любой из пружин. Если быть точным, то жесткость системы будет равна сумме обратных отношений жесткостей двух пружин.
Например, если у нас пружины 250lb/in нижняя (A) и 500lb/in верхняя ( B ), то жесткость системы, назовем ее Х будет считаться так:
1/Х = 1/A + 1/B.
то есть 1/X = 1/250+1/500. Приводим к общему знаменателю и получаем
1/Х = 250/125000+500/125000, 1/Х = 750/125000, 1/Х = 1/166,666, Х = 166,666 lb/in.
В этом примере жесткость выражена в lb/in или по-русски в фунтах на дюйм. Эта единица измерения жесткости используется в пружинах американского производства и показывает сколько фунтов необходимо приложить к пружине чтобы сжать ее на один дюйм.
Система из двух пружин работает пока муфта, соединяющая две пружины, не коснется кроссовера.
Когда муфта касается кроссовера, верхняя пружина перестает работать и работает только нижняя. Если вернуться к нашему примеру, то в этот момент жесткость пружин изменится со 166,66 lb/in (жесткость системы) на 250 lb/in (жесткость нижней пружины).
Такая подвеска будет мягче на средних ходах и жестче на больших. Если бы мы вместо двойной пружины поставили туда просто 250ую пружину, то подвеска была бы слишком жесткой, если 166,66 - то слишком мягкой. С двойной пружиной жесткость пружины меняется с изменением хода, причем точка изменения (на какой части хода произойдет переход) регулируется.
Регулировка точки перехода
Примечание: Настраивается ПОСЛЕ настройки высоты посадки на ПОЛНОСТЬЮ разжатом амортизаторе. Высота посадки настраивается так же, как описано выше, но нужно следить за тем, чтобы во время измерений муфта не касалась кроссовера, если это происходит, то на данном этапе кроссовер сдвигается подальше от муфты.
После настройки высоты сначала считаем коэффициент (К), с которым муфта двигается относительно штока. Например, если обе пружины имеют одинаковую жесткость, то коэффициент равен 0.5, то есть когда шток смещается на 100мм. кроссовер сместится только на 50мм.
Формула расчета точки перехода следующая:
К = жесткость нижней пружины / (Жесткость нижней + жесткость верхней)
Например, нам необходим переход на относительной высоте в 55% от хода.
Расстояние до кроссовера = Длина хода х Коэффициент х Относительную высоту точки перехода
Из примера выше:
Нижняя - 250
Верхняя - 500
К = 250/750 = 0,33
Ход, допустим, равен 203 мм, как у Can-Am Maverick (передний амортизатор)
Переход хотим получить на 55% хода штока.
Расстояние до кроссовера = 203 х 0,33 х 0,55 = 36,8 мм
Установка высоты кроссоверов производится ПРИ ПОЛНОСТЬЮ РАЗЖАТОМ АМОРТИЗАТОРЕ!
Измерять высоту нужно между теми плоскостями на кроссоверах и на муфте, которые в результате соприкоснутся друг с другом. Если амортизатор стоит на технике, то это расстояние между нижней точкой нижнего кроссовера и крайней верхней точкой муфты, соединяющей две пружины. Именно эти плоскости и столкнутся друг с другом на 55% хода. Необходимо выставить нужное расстояние и обязательно не забыть зафиксировать кольца кроссовера друг относительно друга.
Автор Сергей Евстратов
Дата публикации: 01.02.2016